Информационная культура учащегося


ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

знания и навыки эффективного пользования информацией. Предполагает разностороннее умение поиска нужной информации и ее использования, от работы с библиотечным каталогом, компьютерной грамотности до просмотра информации в сети Интернет.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.

Информационная культура —

  • ·         в широком смысле — это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивные взаимодействия этнических и национальных культур, а также сопряженность в общем опыте человечества.
  • ·         в узком — совокупность знаний и умений по эффективной информационной деятельности, которая достигает поставленной цели.

Информационная культура формируется как интегральное понятие, которое включает следующие компоненты:
·         аудиовизуальная культура (аудиовизуальная культура - область культуры, связанная с получившими широкое распространение современными техническими способами записи и передачи изображения и звука - кино, телевидение, видео, системы мультимедиа),
·         логическая культура (логическая культура – это система навыков мышления, позволяющая выражать имеющиеся мысли в ясной и отчетливой форме и приобретать новые мысли на основе одной только этой формы),
·         семиотическая культура (семио́тика— наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем. Согласно Ю. М. Лотману, под семиотикой следует понимать науку о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения),
·         понятийно-терминологическая культура (терминологическая культура — это владение понятийно-терминологическим аппаратом на уровне, позволяющем использовать знания с учетом развитости компетенций аудитории, умение объяснять, используя упрошенные или усложненные определения, не меняя при этом содержательной составляющей, делая, таким образом, знание доступным любому собеседнику, умение точно и свободно употреблять термины в сфере научного, профессионального и повседневного общения),
·         технологическая культура (технологическая культура - совокупность мероприятий, технологий и методов работы при которой повышается эффективность, экономичность и качество выпускаемой продукции),
·         коммуникационная культура (коммуникативная культура - совокупность знаний законов межличностного общения, умений и навыков пользования его средствами в различных жизненных и производственных ситуациях и личностных коммуникативных качеств.
·         сетевая культура (сетевая культура - соблюдение определённых поведенческих норм и правил при использовании Интернет-ресурсов, нравственных требований в процессе коммуникации внутри сети. Определяется умением грамотно подать материал в формате Интернет-ресурса, найти и использовать необходимую информацию).

Информационная культура - это есть набор знаний, умений и навыков поиска, отбора, ранжирования и представления информации, необходимой для решения учебных и практических задач.
В определении С.Д. Каракозова информационная культура личности – «составная часть базисной культуры личности как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно участвовать во всех видах работы с информацией: получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании, и включающая грамотность и компетентность в понимания природы информационных процессов и отношений, гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации), развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности».
Э.П. Семенюк под информационной культурой в целом понимает информационную компоненту человеческой культуры, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений. Соответственно, информационная культура личности определяется как степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: её получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании.
В определении Е.А. Медведевой информационная культура – уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию.






Комментариев нет:

Отправить комментарий