ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
знания и навыки эффективного пользования информацией.
Предполагает разностороннее умение поиска нужной информации и ее использования,
от работы с библиотечным каталогом, компьютерной грамотности до просмотра
информации в сети Интернет.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б..
Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.
Информационная культура —
- · в широком смысле — это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивные взаимодействия этнических и национальных культур, а также сопряженность в общем опыте человечества.
- · в узком — совокупность знаний и умений по эффективной информационной деятельности, которая достигает поставленной цели.
Информационная культура формируется как интегральное
понятие, которое включает следующие компоненты:
·
аудиовизуальная
культура (аудиовизуальная культура - область культуры, связанная с
получившими широкое распространение современными техническими способами записи
и передачи изображения и звука - кино, телевидение, видео, системы мультимедиа),
·
логическая
культура (логическая культура – это система навыков мышления, позволяющая
выражать имеющиеся мысли в ясной и отчетливой форме и приобретать новые мысли
на основе одной только этой формы),
·
семиотическая
культура (семио́тика— наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем.
Согласно Ю. М. Лотману, под семиотикой следует понимать науку о коммуникативных
системах и знаках, используемых в процессе общения),
·
понятийно-терминологическая
культура (терминологическая культура — это владение понятийно-терминологическим
аппаратом на уровне, позволяющем использовать знания с учетом развитости
компетенций аудитории, умение объяснять, используя упрошенные или усложненные
определения, не меняя при этом содержательной составляющей, делая, таким
образом, знание доступным любому собеседнику, умение точно и свободно
употреблять термины в сфере научного, профессионального и повседневного общения),
·
технологическая
культура (технологическая культура - совокупность мероприятий, технологий и
методов работы при которой повышается эффективность, экономичность и качество
выпускаемой продукции),
·
коммуникационная
культура (коммуникативная культура - совокупность знаний законов
межличностного общения, умений и навыков пользования его средствами в различных
жизненных и производственных ситуациях и личностных коммуникативных качеств.
·
сетевая
культура (сетевая культура - соблюдение определённых поведенческих норм и
правил при использовании Интернет-ресурсов, нравственных требований в процессе
коммуникации внутри сети. Определяется умением грамотно подать материал в
формате Интернет-ресурса, найти и использовать необходимую информацию).
Информационная культура - это есть набор знаний, умений и
навыков поиска, отбора, ранжирования и представления информации, необходимой
для решения учебных и практических задач.
В определении С.Д. Каракозова информационная культура
личности – «составная часть базисной культуры личности как системной
характеристики человека, позволяющая ему эффективно участвовать во всех видах
работы с информацией: получении, накоплении, кодировании и переработке любого
рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче,
практическом использовании, и включающая грамотность и компетентность в
понимания природы информационных процессов и отношений, гуманистически
ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы,
мировоззрение, ценностные ориентации), развитую информационную рефлексию, а
также творчество в информационном поведении и социально-информационной
активности».
Э.П. Семенюк под информационной культурой в целом понимает
информационную компоненту человеческой культуры, объективно характеризующую
уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих
информационных отношений. Соответственно, информационная культура личности
определяется как степень совершенства человека, общества или определенной его
части во всех возможных видах работы с информацией: её получении, накоплении,
кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно
новой информации, ее передаче, практическом использовании.
В определении Е.А. Медведевой информационная культура –
уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном
пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному
взаимодействию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий